Браверман о профессии предпринимательГлава Корпорации МСП Александр Браверман в интервью RNS рассказал о том, как малому бизнесу стать поставщиком крупнейших компаний.
Рынок какого объема открывается для малого бизнеса?
Это зависит от того, насколько малый бизнес будет удовлетворять требованиям корпораций, в том числе иностранных. Мы активно работаем с концерном Unilever по агропромышленному хабу в Тульской области. Работаем с французской Saint-Gаben по стеклобою, с рядом германских компаний по продукции машиностроения. Встраивание малого и среднего бизнеса в их цепочки поставок будет очень сильно зависеть от того, насколько их продукция будет удовлетворять стандартам уже не российским, а мировым.
Подтягиваются?
Они тянутся очень сильно. И это подтягивание мы стараемся всячески поддержать. Между тем качеством продукции, которое есть на сегодня, и требованиями международных корпораций есть некая дельта, которую нужно закрыть. Эту дельту мы закрываем за счет финансовой поддержки предприятий, у которых появляется возможность приобретать оборудование, программное обеспечение, нанимать квалифицированный персонал… В итоге открываются возможности для несырьевого экспорта. Если мы удовлетворяем потребности международных корпораций в России и локализуем поставки, то ничего не мешает с этой же продукцией выходить за рубеж. Это очень важно — импортозамещение мирового уровня. Не просто импортозамещение на что-либо, а импортозамещение, позволяющее выходить на экспорт.
Заработала ли Национальная гарантийная система?
Конечно. Объем поддержки предприятий в целом по линии НГС составил 172 млрд рублей. Это финальная льготная кредитная поддержка. При том, что Корпорация МСП прогарантировала в 2016 году 100,8 млрд рублей. Думаю, что в этом году мы выйдем на такие же цифры, если не больше. И в целом по 2016–2018 годам выйдем на более чем 500 млрд рублей.
Видите ли вы потенциал снижения ставок?
Я думаю, что не стоит ожидать заметного снижения даже при плавном снижении ключевой ставки. Банки не всегда торопятся следовать за ЦБ. Банк России довольно существенно опустил ключевую ставку. Ушли ли кредитные ставки вниз? Нет. По нашим продуктам действуют специальные фиксированные ставки — 10,6% для малого предпринимательства и 9,6% для среднего бизнеса. Но они, к сожалению, ограничены определенным объемом. ЦБ расширяет нам лимиты на основании наших результатов, мы ожидаем дальнейшего расширения, но программа все равно имеет ограничения.
Как вы оцениваете перспективы нишевого кредитования для малого и среднего бизнеса?
Это очень важное направления для МСП-банка, который не имеет возможности привлекать дешевое фондирование с рынка. По крайней мере, настолько дешевое, как у банков с доминирующим участием государства в капитале. Но, даже привлекая не самые дешевые финансовые ресурсы, МСП-банк может идти в те ниши, в которые не идут системообразующие банки. И для нас это очень важно.
Предприниматели заметили «Бизнес-навигатор»?
На «Бизнес-навигаторе» зарегистрировались и воспользовались для расширения или открытия своего бизнеса 34 000 субъектов малого и среднего предпринимательства. К концу года мы должны выйти на 120 000. Мы держим ту динамику, которую ожидали, и будем наращивать информационную активность, потому что недоинформированность о возможностях «Бизнес-навигатора» просто фантастическая. Наши коллеги-субъекты малого и среднего предпринимательства часто просто не знают о нем. Будем это исправлять, тем более что Rambler & Co запустила для «Бизнес-навигатора» сервис «Поток», за счет которого мы тоже ожидаем большого притока предпринимателей. Мы будем совершенствовать этот сервис, чтобы он был составной частью «Бизнес-навигатора».
В основном пользуются в Москве и Петербурге?
Нет, это и Татарстан, и Владимирская область, и Калужская область, и Ульяновская область. У нас 17 проактивных регионов.
Какие регионы не проявляют активности?
Я бы не хотел их называть, мы с ними работаем, и у них есть потенциал роста.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов раньше говорил, что малый бизнес не менее важен для России, чем «Газпром». Когда это можно будет увидеть в цифрах?
Сейчас на малый бизнес приходится 20% занятых и примерно такая же доля ВВП. Конечно, у нас огромный резерв роста. Японские коллеги приводили нам свои цифры — 65%. Коллеги из Европы говорят о 45–55%. В общем, в России резервы огромны. Для нас это диверсификация экономики, более быстрое и гибкое реагирование на вызовы и, в конце концов, это социальная стабильность. Профессия предпринимателя должна быть не менее престижной, чем любая другая — топ-менеджер, врач, учитель… А сегодня это пока не так. Нужны истории успеха, которые будут вызывать у экономически активного населения, которое еще не открыло свое дело, вопрос: почему я еще не там? почему я этого еще не сделал? Мы все часто, в том числе СМИ, говорим о предпринимательстве в общем. А в общем — уже недостаточно.