Конфликт акционеров ТНК-ВР не помешает реализации совместных проектов ВР и фонда “Сколково”, возглавляемого одним из совладельцев компании Виктором Вексельбергом. Вчера ВР, “Сколково”, Институт катализа им. Г. К. Борескова и Imperial College London заключили соглашение о совместной работе над проектом по повышению энергоэффективности. Войти в него британская компания смогла только после того, как получила официальное подтверждение от AAR о том, что не нарушает акционерное соглашение, пишет “Коммерсантъ”.
ВР, фонд “Сколково”, Институт катализа им. Г. К. Борескова и Imperial College London заключили соглашение о совместной реализации проекта по повышению энергоэффективности. Стороны в течение трех-пяти лет будут работать над программой, которая предполагает проведение исследований и разработку технологий в ряде областей, включая теплообменное оборудование и процессы, новейшие катализаторы, решение проблем образования отложений в теплообменном оборудовании и трубопроводах, рекуперации энергии и использование низкопотенциального тепла, говорится в совместном пресс-релизе ВР и фонда “Сколково”. Ее стоимость оценивается в ?9,3 млн.
Предполагалось, что соглашение будет заключено еще в сентябре во время визита премьера Великобритании Дэвида Кэмерона, но этого и не произошло. ВР решила дождаться от своих партнеров по ТНК-ВР — консорциума AAR (президент фонда “Сколково” Виктор Вексельберг через Renova контролирует 12,5%) — официального подтверждения, что это не будет трактоваться как нарушение акционерного соглашения.
Сейчас в Стокгольмском арбитраже проходят слушания по поводу нарушения ВР соглашения акционеров ТНК-ВР при попытке создания стратегического альянса с “Роснефтью”. Собеседник, близкий к ВР, тогда называл позицию компании “осторожной”. Источник, близкий к AAR, рассказывал, что консорциум не расценивает соглашение ВР и фонда “Сколково” как нарушение акционерного соглашения. По документу, BP и AAR обязались использовать свое совместное предприятие, ТНК-BP, как основной механизм для ведения бизнеса на территории России и Украины, рассказывал он, а понятие бизнеса в данном контексте подразумевает деятельность по разведке, добыче, переработке и сбыту нефти и газа. “Теперь получено официальное подтверждение от AAR, поэтому никаких проблем с участием ВР в программе нет”,— рассказал “Ъ” источник, близкий к ВР. “Соглашение важное с точки зрения развития бизнеса, и мы рассчитываем извлечь коммерческой эффект от его реализации”,— заявил вчера глава бизнеса ВР в России Дэвид Питти.
Однако параметры проекта изменились. Изначально предполагалось, что бюджет программы составит ?6,7 млн, финансироваться она будет на паритетных началах. Как пояснил “Ъ” исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий фонда “Сколково” Василий Белов, увеличение инвестиций на ?2,6 млн “связано с расширением программы исследований, которые будут осуществляться совместным центром”. При этом изменилась и структура финансирования. Теперь большую часть инвестиций возьмет на себя фонд “Сколково” — 65%.
Фонд рассчитывает на то, что ему удастся обеспечить часть вложений за счет новых партнеров, поскольку “в услугах центра заинтересованы и другие компании нефтегазового сектора, которые будут финансировать их за свой счет”. Источник, близкий к ВР, говорит, что она в курсе возможности участия в проекте других компаний. В исследовании заинтересована прежде всего российская сторона, полагает аналитик “ИФД-Капитала” Виталий Крюков. Он поясняет, что отечественные компании нефтегазового сектора отстают от иностранных мейджеров по показателям энергоэффективности более чем вдвое.
|