«Газпром» готов в 2015 году с профицитом выполнить бюджет компании, рассчитанный из 100 долларов за баррель и 38 рублей за доллар. В чем тут фокус, немецкому изданию DW объяснили отраслевые эксперты.
Кран на газопроводе
Совет директоров «Газпрома» рассмотрел во вторник, 24 февраля, стратегию развития концерна на текущий год и постановил, что сможет выполнить принятый в прошлом году бюджет, несмотря на то, что в него заложена цена барреля нефти в 100 долларов. По словам экспертов, опрошенных DW, крупнейшая экспортная компания России вынуждена делать подобного рода жизнеутверждающие заявления, поскольку это необходимо с точки зрения имиджа. Бюджет и инвестиционная программа, скорее всего, будут пересмотрены в течение года, прогнозируют специалисты.
Бюджет на все сто
На заседании совета директоров «Газпрома» 24 февраля было решено, что бюджет и инвестиционная программа нынешнего года не нуждаются в пересмотре. Бюджет-2015 предусматривает объем инвестиций в 840,35 миллиарда рублей (около 12 миллиардов евро в пересчете). Предполагается, что объем доходов компании по итогам года составит 5,887 триллиона рублей, расходов — 5,978 триллиона.
Однако «с учетом внутригрупповых заимствований и входящих остатков на счетах «Газпрома» на начало 2015 года» в компании ожидают по итогам года профицит в размере полумиллиарда рублей. Размер планируемых внешних заимствований — 90 миллиардов рублей. Весьма любопытно, что одобренный бюджет верстался концерном, исходя из официальных прогнозов Минэкономразвития в 100 долларов за баррель и курса доллара США в 38 рублей.
Нефть сегодня стоит около 60 долларов за баррель, доллар — 62,6 рубля. Тем не менее топ-менеджмент газового гиганта считает бюджет выполнимым и заявляет о том, что «Газпром» готов реализовать все свои инвестпроекты даже при цене на нефть в 30-40 долларов за баррель. Такое заявление на днях сделал финансовый директор компании Андрей Круглов.
Секрет уверенности
«Секрет очень прост, — объяснил DW партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин. — Инвестпрограмма «Газпрома» (хоть и принимается с большой помпой) — это не конкретный, а индикативный документ, который меняется в течение года не меньше трех раз». По его словам, пример прошлого года наглядно продемонстрировал, как в ноябре пересматривался бюджет 2014 года вместе с инвестиционной программой. Вероятно, это же произойдет и в году наступившем.
С этим согласен и начальник аналитического отдела инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
«Газпром», к сожалению, не выдает секреты своей инвестиционной программы в разбивке по статьям и по динамике сроков инвестирования. Сообщаются лишь грубые ориентиры, общая цифра, и это в определенной степени развязывает компании руки», — объяснил он DW. По словам Подлевских, чем меньше публичности, тем больше возможностей «для переброски средств с проекта на проект и для их варьирования по срокам».
Нельзя, продолжает эксперт, забывать и о том, что изменение цен на газ существенно отстает от динамики цен на нефть — примерно на 6-9 месяцев. «Если посмотреть на цены на поставляемый в Германию газ, то сегодня мы увидим снижение всего на 15 процентов по сравнению с весной 2014 года. Так что пока в полной мере падение цен на нефть не отработано. А вот через несколько месяцев картина будет яснее, и можно будет корректировать программу», — указывает Подлевских.
Диверсификация как фигура речи
Одним из заявленных к обсуждению на совете директоров вопросов стала диверсификация экспортных маршрутов. По итогам мероприятия пресс-служба «Газпрома» опубликовала сообщение, из которого следует, что основными проектами тут должны стать «Турецкий поток», «западный» и «восточный» маршруты поставок в Китай, а также СПГ-мощности.
Михаил Крутихин считает, что в реальности полноценных альтернатив экспорту в Европу у «Газпрома» нет. «Когда Алексей Миллер (председатель правления «Газпрома» — ред.) выдвигает ультиматум европейцам о том, что они должны как можно быстрее возводить инфраструктуру, чтобы забирать газ с будущего турецкого хаба, иначе «Газпром» пойдет на альтернативные рынки, — это совершенно ни на чем не основанный блеф, потому что альтернативных рынков у «Газпрома» не существует», — утверждает Крутихин.
Прибыль концерна «Газпром» за первые три квартала текущего года упала на 92% в годовом выражении. Российский монополист связывает случившееся с девальвацией рубля.
По его словам, «все немногочисленные проекты «Газпрома» по сжижению газа провалились либо неконкурентоспособны. Что касается Китая, то, даже если построят сказочную «Силу Сибири», в 2020 году в Китай можно будет отправить всего 4,5 миллиарда кубометров». Для сравнения — экспорт в Европу в минувшем году составил 147 миллиардов кубометров.
Минус 14,3 миллиарда
Примечательно, что уже несколько дней на главной странице «Газпрома» в интернете размещена авторская колонка Миллера, в которой он пишет о том, что проект газопровода в Китай имеет «высокую степень готовности к началу строительства», а «в коммерческих переговорах мы продвигаемся хорошими темпами». «Это нервная реакция, отчаяние, постепенное понимание того, что компания не способна ничего сделать, и поиски путей, которые пока не находятся», — считает партнер RusEnergy.
Волноваться действительно есть из-за чего. Спрос на российский газ в Европе падает, цены снижаются, сокращается, соответственно, и экспортная выручка. В минувшем году поставки в регион снизились на 9% — до 147 миллиардов кубометров. Топ-менеджмент концерна утверждает, что это произошло из-за теплой погоды.
В 2015-2017 годах «Газпром» планирует нарастить экспорт в ЕС до 155-160 миллиардов кубометров. Насколько выполнима эта задача, пока сказать трудно. Очевидно пока лишь то, что выручка от продаж в Европу точно не вырастет. Минэкономразвития России прогнозирует ее падение с 49,8 миллиарда долларов до 35,5 миллиардов.
|